Что такое псевдомаркетинг, как его распознать, чем он опасен и почему он встречается в наше время на каждом шагу?
Давайте сначала разберемся с определением псевдомаркетинга. Большинство людей, когда слышат это выражение представляют себе откровенный обман. Когда за маркетинг выдаются какие-то бесполезные и бестолковые действия, внешне похожие на маркетинговые мероприятия. На самом деле это уже не псевдомаркетинг, а простое мошенничество.
Псевдомаркетинг — это ложный маркетинг, когда за маркетинг выдаётся только часть маркетинга. Например, когда специалист занимается только рекламой, но называет себя маркетологом, а своё занятие маркетингом.
А между тем маркетинг это совокупность процессов по созданию, продвижению и предоставлению продуктов или услуг потребителям и управление взаимоотношениями с ними с выгодой для компании.
Почему именно сейчас так распространён псевдомаркетинг
Ещё никогда псевдомаркетинг не был распространён так, как сейчас. Причина в появлении новых технологий, а с ними принципиально новых способов продаж. Появился интернет-маркетинг и возможность создать онлайн-бизнес полностью находящийся в интернете. И в какой-то момент, когда опытные маркетологи еще не разобрались с интернетом, а молодые IT-ники еще не постигли тонкостей маркетинга образовалась пустота, которую заполнили псевдомаркетологи. И до сих пор 99% всех псевдомаркетологов работают именно в интернет-маркетинге.
Как распознать псевдомаркетинг
Есть несколько признаков по которым можно распознать псевдомаркетинг.
Главный признак псевдомаркетинга — отсутствие комплексного подхода
Настоящий маркетинг это организация всего процесса от исследования рынка, поиска ниши и создания востребованного продукта до способов доставки и получения обратной связи от клиентов. псевдомаркетинг обычно предлагает только один или несколько пунктов. Например только продвижение в интернете, разработку и реализацию рекламной кампании или разработку и «упаковку» нового продукта.
И пусть вас не сбивают с толку фразой «вы говорите про комплексный маркетинг, а у нас простой…». Нет, мы говорим именно о маркетинге, а он по своему определению не может быть не комплексным.
Вторичные признаки псевдомаркетинга
К вторичным признакам псевдомаркетинга можно отнести излишнюю увлеченность исследованиями, инфоманию и забюрокраченность. Будет составлено большое техзадание с кучей различных исследований. На его основании разработают рекомендации и рекламные мероприятия. Все будет сделано в срок. Вам передадут пачку красивых отчетов. Только результата, который вы ожидаете не будет. Вместо роста продаж вы получите «лиды», вместо роста прибыли «рост среднего чека», а вместо денег пачку красивых отчётов. Все реальные цели будут подменены красивыми терминами, которые означают вроде-бы тоже самое, но не совсем. Псевдомаркетинг не работает, поэтому люди его практикующие никогда не будут обещать конкретных результатов.
Псевдомаркетологи
Псевдомаркетологи делятся на две основные группы — матёрые и балбесы. Извините за некоторую фамильярность и неблагозвучность, это наши внутренние термины принятые в digital-агентстве Internet-Prodvizheniye.ru
Матёрый псевдомаркетолог — человек, имеющий поверхностные знания о маркетинге и интернет-маркетинге. Он пользуется тем, что в такой новой и быстрорастущей сфере, как интернет-маркетинг есть большой спрос на услуги. В тоже время заказчики имеют очень смутное представление о том, что им нужно и как это должно выглядеть. Поэтому матёрому псевдомаркетологу не составляет труда пустить пыль в глаза, продать кучу ненужных исследований, а с их помощью еще и какую-то рекламную кампанию. Матёрые псевдомаркетологи вредны и опасны тем, что они никогда не приносят результата. Они осознанно «разводят клиента» нереальными обещаниями и всегда у них всё шито-крыто и все задачи, которые вы им поставили они выполнили. Притом исследования и задачи у них для всех одни и те-же, под копирку.
Псевдомаркетолог-балбес — чаще всего это молодой человек или девушка, умеющие только постить картиночки в ВэКашечке и считающие, что это и есть современный интернет-маркетинг. А если они умеют загружать товары на сайт или в маркетплейсы, то они уже специалисты, почти эксперты интернет-маркетинга. На самом деле псевдомаркетологи-балбесы могут быть полезны компании. Некоторые из них вполне достойно справляются с отдельными направлениями, например с SMM-продвижением. Им просто нужно подсказать и помочь определиться с местом. Рассказать, что такое маркетинг и интернет-маркетинг. Объяснить, что если они хотят этим заниматься, то необходимо еще многому учиться. А пока они могут взять на себя одно какое-то близкое направление. Хотя и среди балбесов попадаются агрессивные — «я сама всё лучше вас знаю, смотрите мой постик уже сто лайков набрал…»
На картинке ярковыраженный псевдомаркетолог-балбес.
Надеемся статья была вам полезна и убережёт вас и ваш бизнес от потерь
Автор статьи Самарин Константин
Статья написана специально для сайта digital-агентства Internet-Prodvizheniye